Рефераты
18.05.13 16:39
Сочинение в экзаменационном формате на тему:
Мы должны стать рабами закона, чтобы стать свободными?
Для начала следует разобраться в том, что такое закон. Если рассматривать закон как систему правил, установленных обществом для обеспечения в нём порядка, то в разные времена и для разных народов эта система различная.
В идеале закон должен совпадать с моралью: известные библейские заповеди «не убей», «не укради» актуальны во все времена и для всех народов. Но, разумеется, десяти заповедей мало для обеспечения спокойной жизни общества. Государственные деятели пишут целые своды законов. Одним из первых стал свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Ему принадлежит авторство «презумпции невиновности» (пока вина не доказана, судить нельзя). Далее закон развивался, каждый последующий законотворец добавлял в копилку истории закона что-то своё. Теперь просто прочитать и понять всё, что было создано в этой области в течение всей истории человечества, нужна, может быть, целая жизнь. Стремление усовершенствовать закон привело к тому, что cейчас закон – это множество кодексов, постановлений и так далее. Но критика закона продолжает поступать от специалистов. И опять пишутся новые постановления, вносятся правки в старые. И тогда система становится слишком большая, она разрастается, до такой степени, что начинает давить на отдельно взятого человека, ограничивая его там, где это не нужно, вместо того, чтобы сделать его свободным от посягательств преступников, от нежелательных событий в его мирной трудовой, семейной и творческой жизни. В своём стремлении сделать закон лучше человек стал рабом закона.
Конфликт закона с моралью впервые был очень ярко выражен в христианстве, когда Иисус ответил «книжникам», почитателям закона, запрещающего работать в субботу: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» (Мф. 12:10-12). Ещё раньше древнегреческий философ Аристотель замечал, что «распределяющая справедливость должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все видят в одном и том же: граждане демократии видят её в свободе, олигархия – в богатстве, а аристократия – в добродетели» (Этика,V,6). Поэтому трудно придумать такой закон, который мог бы удовлетворять все слои населения в полной мере. И выходит, что совесть всегда была и будет выше закона. Она ограничивает поступки человека ровно настолько, насколько это нужно. А у кого нет совести – пусть учат уголовный кодекс от корки до корки, чтобы ненароком на оступиться и знать, за какое зло какое наказание полагается по закону. В этом – два пути реализации закона: «книжный» и человеческий.